Главная О компании Контакты

На Дальнем Востоке лизингом движут большие проекты


 

 

Реализация в ДФО крупных проектов прямым образом влияет на развитие лизинговых услуг в регионе

Прошедший год российскому рынку лизинга, согласно исследованию «Эксперт РА», принес всего 1,5% прироста. В оценках дальневосточного рынка в 2012 году эксперты расходятся: одни отмечают темпы прироста выше средних по стране, другие наблюдают значительное отставание от общероссийской динамики, третьи считают, что Дальний Восток в целом повторяет тенденции лизинга России. Между тем в прогнозах на текущий год специалисты единодушно держат умеренно-оптимистичный настрой: прирост будет, но его темпы замедлятся.

Не растет, не падает, но развивается

«На наш взгляд, темпы роста дальневосточного рынка лизинга выше средних по России, - рассказывает Роман ДЕДЮШКО, директор филиала ООО «ЭКСПО-лизинг» в г. Благовещенске. - Сильное влияние на развитие рынка оказало замедление темпов роста автотехники китайского производства. В конце 2012 года и начале 2013 года этот сегмент практически замер на какое-то время. Это напрямую связано с участившимися случаями нелегальной сертификации и подделкой ОТТС (одобрение типа транспортного средства) на ввозимую китайскую автотехнику. В начале 2013 года распродавалась ранее завезенная техника, что давало хоть какое-то движение на этом рынке. Сейчас же, когда все запасы техники закончились, клиенты ждут массового начала возобновления легального ввоза автотехники в РФ из КНР. Стоит отметить, что наряду с нестабильным положением продаж на рынке автотехники рынок спецтехники, наоборот, активно растет (бульдозеры, экскаваторы, погрузчики, грейдеры и т. д.)».

По мнению Андрея ПАРАМОНОВА, исполнительного директора ОАО «ВТБ Лизинг» в г. Хабаровске, лизинговый рынок на Дальнем Востоке по сравнению с другими регионами показывает невысокую динамику развития, чему способствует ряд факторов, например неразвитая лизинговая инфраструктура, невысокая в целом финансовая грамотность, отдаленность от центра и большие расстояния. Юрий ШКАРУПА, генеральный директор лизинговой компании «Альянс-Лизинг», отмечает, что в целом дальневосточная лизинговая динамика совпадает с общероссийскими показателями. Примерно такого же мнения придерживается и Андрей РЫБКИН, заместитель генерального директора «Сименс Финанс» по Дальневосточному региону.

«Малый бизнес подтягивается за глобальными тенденциями, большими стройками и проектами, - комментирует Андрей Рыбкин. - В принципе, он может развиваться и отдельно от таковых, но рост или отставание дальневосточного лизингового рынка в сравнении с общероссийским обусловлены именно большими проектами, в том числе с участием иностранного капитала».

Фактор реализации в ДФО того или иного проекта на уровне государства прямым образом влияет на развитие лизинговых услуг в регионе. В связи с этим оптимизма лизингодателям прибавляет и то, что Дальнему Востоку в настоящий момент со стороны правительства уделяется немалое внимание.

«На Дальнем Востоке реализуются крупные инвестиционные проекты, например, в Амурской области это строительство нефтепровода ВСТО-1 и ВСТО-2, строительство космодрома «Восточный», Нижнебурейской ГЭС, железной дороги Улак - Эльга. В ближайшей перспективе строительство магистрального газопровода и газоперерабатывающего завода. В активной стадии реализации проекты строительства горнообогатительных комбинатов по освоению Олекминского железорудного месторождения, золоторудных месторождений Албын и Маломыр. После создания регионального дорожного фонда развернулось дорожное строительство. Все эти проекты требуют материально-технического обеспечения, в том числе приобретения техники, оборудования, транспорта», - отмечает Роман Дедюшко.

Куда бегут клиенты

Если же отбросить масштабные проекты с государственным финансированием, емкость рынка лизинговых услуг на Дальнем Востоке может показаться достаточно небольшой, считают некоторые эксперты, но с оговоркой. «Несмотря на кажущуюся насыщенность дальневосточного рынка лизинговыми операторами, нельзя говорить о каком-то пределе, - рассказал Андрей Рыбкин. - Постоянно мы открываем для себя новых клиентов, успешно работающих и развивающихся в своих нишах. К примеру, вчера компания появилась, сегодня она достигла первых значимых результатов, а завтра, привлекает внешнее финансирование, в том числе лизинг. Лизинг - это «турбо-режим» развития компании».

Однако, несмотря на все усилия государства и выгодные предложения сегмента B2B, предпринимательство на Дальнем Востоке развивается не так активно, и новых компаний, которые появляются, развиваются и привлекают внешнее финансирование, недостаточно для развития региона. Некоторые лизингодатели даже наблюдают «бегство» клиентов - из региона.

«Качественные» лизингополучатели в Дальневосточном регионе уже «поделены» между игроками лизингового рынка. Это вносит свои коррективы в специфику конкуренции между лизингодателями. «На рынке услуг лизинга нельзя назвать конкуренцию сильной или слабой - она стабильно существующая, - прокомментировала Елена КИСЕЛЕВА, директор филиала ЛК «Балтийский лизинг». - У каждой компании, федеральной или региональной, есть свои достоинства, каждая из них находит своего клиента. Рынок лизинга на самом деле устоявшийся, и каждый игрок на нем занимает свою ценовую, рисковую ниши. Конечно, нельзя сказать, что у нас динамичный рынок в части развития нового бизнеса. Есть пул сформировавшихся, стабильных компаний - они и пользуются услугами лизинга из года в год у одного и того же лизингодателя».

По словам Елены Киселевой, региональные игроки выигрывают за счет скорости принятия решений: им не надо проходить долгие стадии согласования со всеми вышестоящими подразделениями. У федеральных лизингодателей есть финансовые партнеры, способные предложить ресурсы по более низкой стоимости. Соответственно, федеральные лизинговые компании зачастую имеют более низкую ценовую категорию, но иногда проигрывают региональным в скорости сделок. С целью ускорения бизнес-процессов лизинговые компании разрабатывают новые продукты, которые позволяют оформлять сделки максимально быстро и просто, перенося упор с анализа финансовой деятельности лизингополучателя на ликвидность самого предмета лизинга.

Также в числе преимуществ компаний федерального масштаба наличие скидок. Филиальная сеть федеральных компаний, как правило, достаточно широка, соответственно, объемы приобретения той или иной техники значительны, и за счет этого лизинговым компаниям предоставляются скидки. Величина скидок может достигать внушительных размеров, что позволяет добиться практически нулевого удорожания предмета лизинга.

«Крупнейшие лизинговые компании (ТОП-10), имеющие лучшие ценовые условия, работают с наиболее качественными клиентами, - отметил Андрей Парамонов. - Можно с уверенностью сказать, что крупные и самые интересные корпоративные клиенты, как и на рынке банковского кредитования, сотрудничают в основном с крупнейшими игроками на рынке лизинга. Крупные лизингополучатели практикуют проведение небольших сделок, прибегая к экспресс-лизингу, большие проекты получает тот, кто дает наименьшую цену лизинга. Тем не менее региональные лизингодатели отличаются большей гибкостью и скоростью принятия решений, что порой становится самым важным при заключении сделки. Поэтому позиции местных лизингодателей остаются сильными в нише МСБ».

Гибкость и скорость местных лизингодателей подталкивают «федералов» пересматривать свои подходы к клиенту и задумываться об ускорении сроков оформления сделок. Также нередко пересматриваются лизинговые ставки в пользу уменьшения, но, как правило, здесь правят бал федеральные компании. В свете моды на розничные продукты, уже и крупнейшие игроки продвигают или планируют о внедрение экспресс-лизинга, говорят эксперты. Как видно, правила игры на рынке становятся жестче, отчего выигрывают клиенты.

«Принципиально подход к условиям сделок не меняется. Изменился, скорее всего, подход к процедуре оформления. Если раньше лизинговые компании делали большой акцент на анализе финансового положения лизингополучателя, то сейчас мы все-таки движемся к самому принципу закона о лизинге как финансовой аренде. Сейчас мы делаем большой акцент на объекте лизинга, его ликвидности, способности при форс-мажорных обстоятельствах этот объект быстро и недешево продать. Таким образом, сделки разделились на два направления. Есть сделки, в которых мы тщательно анализируем финансовое состояние клиента. Как правило, это сделки по объему выше среднего и крупные с каким-либо сложным оборудованием, нетипичной, эксклюзивной техникой и т. д. Вторая часть - это то, что поставлено «на поток»: типовой транспорт, спецтехника и т. п. Здесь мы не углубляемся в анализ компании, т. к. понимаем, что при дефолтности сделки (в худшем случае) сможем реализовать объект в течение короткого промежутка времени», - объяснила Елена Киселева.

Техника движет рынок

Востребованность лизинга в регионах Дальнего Востока определяется целым рядом факторов: транспортная доступность, реализация крупных инфраструктурных проектов, развитость предпринимательства, позиции самого лизингодателя в области или крае и т. д. На сегодняшний день пальму первенства по активности использования лизинга специалисты делят между Приморским и Хабаровским краями. Не отстает и Амурская область. «За 2012 год на благовещенский офис пришлось более 20% продаж всей компании, - сообщил Андрей КОПТЕЛИН, начальник управления по работе с клиентами филиала ООО «ЭКСПО-лизинг» в г. Благовещенске. - Хорошие результаты показали и остальные наши дальневосточные офисы - Якутск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Магадан».

Немаловажным фактором является физическая доступность предприятия, которое предполагает использовать предмет лизинга, отмечает Андрей Рыбкин. «Будет налажено более стабильное транспортное сообщение, например, с Курильскими островами - будут реализовываться и там наши лизинговые проекты, - продолжил он. - Таким образом, речь, как правило, об инфраструктурных ограничениях. При этом там, где идут основные стройки в этом направлении, - там в наибольшей степени и востребован лизинг».

Наиболее востребованные предметы лизинга, судя по первому полугодию 2013 года, остаются традиционными для Дальнего Востока: дорожно-строительная и грузовая техника - и, соответственно, основными клиентами являются занятые в отраслях строительства и перевозок компании. Также активно клиенты интересуются легковым и легким коммерческим транспортом, производственным и технологическим оборудованием.

Интересным, но неразвитым сегментом остается лизинг недвижимости, маломерных судов, а также судов класса «река-море». В свете планов по возрождению малой авиации есть надежда на развитие в регионе лизинга воздушных судов.

 

 

Источник - журнал "Дальневосточный капитал" (www.dvkapital.ru)

Статьи (new)

 Лизинг оборудования
 Лизинг спецтехники
 Лизинг транспортных средств
 Лизинг недвижимости
 Лизинг судов
 Лизинг катеров и яхт
 Возвратный лизинг
 Субсидии - краевая программа
 Развитие малого и среднего предпринимательства во Владивостоке на 2014-2018 годы
 Субсидии во Владивостоке на 2014-18гг
 Закон о лизинге
 Необходимые документы
 Заявка на финансирование
 Статьи (new)
 Семинары
 Новости
 Лизинг
 Страхование

Россия, Приморский край, Владивосток
ул. Алеутская, 28, офис 207


Тел.:
+7(914) 703-34-34
+7(423) 273-34-34
+7(924) 424-79-19



E-mail:
yurish@bk.ru

 


Поддержка сайта ФортРОС